№193. Православные седмицы. Последняя неделя перед Пасхой

Свадебные украшения, аксессуары для праздников.

Последние шесть дней перед Светлым воскресеньем особенно значимы, так как приближают к событию, которого ждали сорок девять дней. Поэтому каждый из них наполнен своим особым содержанием.

Последняя неделя перед Пасхой — седьмая неделя поста. Страстная, Предпасхальная, неделя

 

•    Понедельник начинает неделю подготовки к встрече Светлого воскресенья.

В понедельник убирали на подворье: выметали двор, вы­чищали в саду и огороде, чистили домашних животных и т. п.

  • Вторник поддерживал основной принцип этой недели — очищение души, тела, а главное, жилища. А еще в народе говорили: "У чысты панядзелак iауторак няможна у хаце трымаць чаго-небудзь нячыстага, бо на людзей iна говядо нападуць паршы".

•    Среда на Страстной неделе получила необычное название — "Драуляная страсць". В этот день в доме мыли всё деревянное — дежу, хлебную лопату, столы, лавы и т. п.

В среду самым тщательным образом вымывали и украшали дом: мыли полы и расстилали чистые ковры и половики, на стол стелили праздничную скатерть, на окна вешали чистые празднич­ные занавески, красный угол украшали праздничным рушником.

•    А еще в эту среду скот обливали снеговой водой, чтобы уберечь от болезней и "плохого" глаза, заговаривали домочадцев от всех болезней. Для этого следовало зачерпнуть новой кружкой воды из реки, озера, ко­лодца, бочки для дождевой воды и т. п., накрыть кружку новым или чистым полотенцем, а в два часа ночи трижды перекреститься, облить этой водой голову (можно облиться полностью). В кружке необходимо оставить немного воды, которую нужно вылить на цветы или кусты до трех часов ночи.

В ночь со среды на четверг на открытой местности — под звезды — ставили соль. Назавтра утром ее забирали в дом. Чет­верговая соль обладает исключительными  возможностями: упо­требляется как целебное магическое средство для лечения людей и скота, служит сильнейшим оберегом на протяжении всего года.

  • Если взять несколько граммов этой соли (половину чайной ложки), зашить в маленький мешочек красного цвета и носить всё время при себе в области сердца, вам не будет страшен никакой сглаз (суроки, порча, за­висть, проклятья недоброжелателей).
  • Эта соль могла послужить прекрасным средством для сплочения домочадцев: надо было, чтобы каждый член семьи взял по горстке соли и высыпал ее в одну общую емкость (банку).
  • Кроме соли, в эту ночь выносили во двор емкости с водой и мыло, которое использовали утром следующего дня. По преданию, освященное звездами мыло делает лицо и тело особенно чистым и здоровым.
  • Таким же образом освящали нитки, спряденные в этот день до вос­хода солнца.

•    Чистый четверг. К четвергу всё во дворе, в доме должно быть вычи­щено, убрано, вымыто. Наступало время обновления и для человека. Не потому ли этот день назвали Чистым и наделили особым статусом сакраль­ности.

На рассвете в Чистый четверг надо было обязательно вымыть­ся четверговым мылом и ополоснуться четверговой водой.

У славян существует поверье, что купание на рассвете в бане, речке, озере и т. п. в Чистый четверг смывает все гре­хи и болезни на весь год.

•    По многочисленным свидетельствам, в этот день, невзирая ни на ка­кую погоду, даже если стоял лед, люди ходили к реке и окунались в воду.

•    Считалось, "кто в Великий четверток легко и рано встает, встает рано во весь год".

  • В этот день обязательно шли в храм.

Верующие, отстояв в церкви утренний молебен, несли го­рящие свечи домой. Если по дороге удавалось уберечь ого­нек свечи от ветра и внести горящую свечу в дом, считалось, что весь год в этой семье будет удачным.

  • Свечу, с которой стояли в церкви в этот день, называли страстной или четверговой. По мнению наших предков, она обладает "очистительной" функцией: способностью прогонять нечистую силу; ее чаще других исполь­зовали народные знахари при лечении заболеваний кожи и лихорадки, ее берегли для использования в самых неординарных событиях — во время грозы, во время лечения тяжелой болезни, порчи, сглаза и т. п.
  • Пчеловоды также использовали четверговую свечу. Считалось, что на протяжении года эта свеча будет оберегать пасеку от сглаза, а по осени "обеспечит" обильный медосбор.
  • В церквях в этот день освящали соль, мак и сливочное (коровье) масло. Мак посыпали в хлевах, маслом смазывали коровье вымя, соль ис­пользовали как надежный оберег от сглаза.
  • мальчики с восходом солнца бегали с колокольчиками на шее вок­руг деревни, чтобы скотина с пастбища приходила домой, а не плу­тала;
  • чистили и мыли домашних животных, у коров и лошадей в этот день подрезали хвосты, клочок обрезанной шерсти затыкали за ма­тицу, чтобы скотина знала дорогу домой;
  • угощали коров "хрэшчыкамi' (печеньем в виде креста, которое вы­пекалось на Средокрестие), чтобы предостеречь их от болезней и сглаза;
  • хозяйки, заботясь о курах, четверговую золу выносили в курятник.
  • Накануне выметали сад и складывали всё в одну кучу, чтобы сжечь перед восходом солнца в Чистый четверг и тем самым уберечь плодовые деревья от гусениц и других вредителей.
  • В этот день хозяин перед восходом солнца выходил во двор и встря­хивал соху: "Чысты чацвер сошку правiць".

В Чистый четверг следовало рано утром пересчитать все деньги, какие имеются в доме, чтобы они не переводились весь год.

 

Одалживать в этот день хоть что-либо категорически за­прещалось. Считается, что такой человек имеет плохие наме­рения.

  • В Чистый четверг нельзя чистить печи и выпекать хлеб.
  • Опытные хозяйки знали, что в Чистый четверг нельзя водой тушить огонь.
  • В Чистый четверг выполняли очень непростое ритуальное действие: выстригали несколько волосков на макушке у всех членов семьи, а также у всех домашних животных (на лбу овцы, у лошадей — из гривы, у домаш­ней птицы — с крыльев и хвоста). Для сравнения: 15 февраля волосы и шерсть домашних животных “падсмальвалi”огнем громничной свечи. И то, и другое действие было направлено на то, чтобы дети лучше росли, а взрослые не болели, животные хорошо плодились.

Существовало строгое правило: детей, которым скоро ис­полнится год, или исполнился совсем недавно, впервые стригли в Чистый четверг.

  • В Чистый четверг обязательно сеяли капусту на рассаду и перебира­ли лук для посадки.
  • Для защиты и изгнания "нечистых" в Чистый четверг дом необхо­димо окурить можжевельником. Для такого ритуала также можно исполь­зовать багульник и вереск.

•    В Чистый четверг готовили "вялiкую вячэру" из 12 блюд: канун (каша) с сухофруктами, щи, квас, пироги для гостей, рыба и т. д. Перед ужином хозяин читал молитву, зажигал громничную свечу. Затем все члены семьи по старшинству садились за стол, вспоминали умерших, родных, которые живут далеко, тихо беседовали.

В пятницу затворяли тесто и выпекали пасхальные куличи — паски, красили (расписывали орнаментами) яйца — символ Пасхи, готовили праздничную  еду.

  • Самым главным и ответственным делом в Страстную пятницу было крашение яиц. По церковному преданию, этот обычай связан с именем Марии-Магдалины, которая явилась к императору Тиберию в Риме, под­несла ему яйцо белого цвета и сказала: "Христос воскрес!" И яйцо стало красным, а изумленный император проговорил: "Воистину воскрес!" Так красное яйцо стало символизировать воскрешение Иисуса Христа.
  • У пасхального яйца много предназначений: после освящения в хра­ме, с него начинают разговляться утром в воскресенье, в течение первых трех дней пасхальной недели все семейные трапезы начинаются только с освященного яйца; его дарят друзьям и близким, родственникам, крест­ным и крестникам, несут на кладбище — помянуть близких. По народным представлениям, пожар начинает затихать, если в него бросить пасхальное яйцо; чтобы быть красивым и здоровым, умывались водой, в которую опускали "крашенку" — освященное крашеное яйцо.
  • В Страстную пятницу с утра смотрели в окно, примечая, кого уви­дят первым:

 

  • если мужчину, то это сулило благополучие на три месяца;
  • если старую женщину, то три месяца будут чередоваться удачи с не­удачами;
  • если молодую женщину — три ближайших месяца будете жить без проблем;
  • если семью — к миру в семье, к примирению тех, кто в ссоре;
  •  собаку — к тоске, кошку — к прибыли, птиц — к новому знаком­ству и приятным вестям;
  • инвалида — к смерти близкого человека.
  • В Страстную пятницу, в день Распятия Господа, соблюдали самый стро­гий пост — вообще воздерживались от принятия пищи (есть могут старики, дети и больные). В течение всего дня пили воду, подслащенную медом.
  • Вместе с выпечкой к празднику выполняли ритуальные действия, направленные на улучшение или сохранение семейного благополучия. Так, если в этот день испечь хлебный колобок размером в 1/3 своего мизинца, половину съесть, а вторую половину хранить за иконой, то в вашем доме будет покой и мир. Только когда будете класть его, скажите так:

"Господи, спаси, сохрани, оборони. Ныне и присно и во веки веков. Аминь".

    Этот день считали удачным для посева овощных культур, особенно гороха.

  • Среди народных целителей существует поверье, что человек, кото­рый заболел в Страстную пятницу (попал в больницу), скоро поправится.
  • Если вы заметили, что в вашем доме стало твориться что-то нелад­ное, надо в Страстную пятницу пойти в церковь и принести домой недогоревшую свечу, которая была у вас во время службы. Зажечь ее в кварти­ре (доме) и обойти все комнаты. Там, где свеча начнет сильно трещать, находится "порча" (какой-то предмет).
  • В Страстную субботу с полудня до вечера в церквях освящается осо­бая пасхальная снедь: куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. Верующие расставляют свои приношения на рушники, при этом необходимо вставить в кулич свечу, которую зажигают перед началом освящения. Одно из пас­хальных яиц следует наполовину очистить, чтобы окропить освященной во­дой: "каб святасць лепш прайшла". Священник читает молитву и окропля­ет приношения святой водой. После этого верующие уносят освященные продукты домой, не забывая оставить одно-два яйца или кулич в храме.

Если у вас умер близкий родственник и после его смерти не прошел год, вам нельзя красить пасхальные яйца и освя­щать в храме обрядовую еду.

  • Пасхальный рушник (полотенце), на котором освящали кулич и дру­гие продукты во время пасхальной службы, хорошо помогает от порчи, если его носить на себе, его не стирали до осени "пакуль грымоты не пройдуць".
  • Старались, чтобы всю ночь в доме горел огонь — зажигали свечи, во дворе жгли костры.

По народному поверью, бодрствование в ночь перед Пасхой предохраняет от болезней, обеспечивает счастливое замуже­ство, богатый урожай, благосостояние и удачу на весь год.

  • Свечу, с которой стояли в храме, встречая Светлое Христово воскре­сенье, называли пасхальной и наделяли ее сверхъестественной силой. Счи­талось, что только ею можно было исправить "испорченный" дом (одно из ритуальных действий при этом — выжечь крест на косяке двери), вы­лечить тяжелые заболевания.
  • Пасхальная свеча пользовалась особым почитанием среди пастухов. Тот, кто закатает в рожок или кнут немного воска пасхальной свечи, не ра­стеряет стадо, будет чувствовать покровительство Небес на протяжении всего пастбищного периода.
  • Пчелу всегда считали Божьей угодницей, потому что она "достав­ляет воск на свечи" — "Богу ахвяру прыносiць". Поэтому пчеловоды ста­рались в первый день Пасхи "заручиться поддержкой Небес" — взять не­много воска со свечи на паникадиле и положить в один из пчелиных уль­ев на пасеке.
  • Считалось, что тот, кто в эту ночь уснет, не сняв обуви, на весь год обезопасит себя от укуса змеи.

Статья подготовлена с использованием материала книги "Золотые правила народной культуры", авторы Оксана Котович и Янка Крук, 6-е издание, дополненное, Минск "Адукация i выхаванне" 2011 г.  

Добавить комментарий

Ваше имя:

Введите число:
Антиспам

Просмотров за сегодня 1, за месяц 1 и всего 5044.
Игольница "Манекен"
Сценарий выкупа "Сказочный"
Сценарий выкупа "Юридический"
Свадебные приметы и обряды